НАЗАД

ВПЕРЕД

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХРЕСТОМАТИЯ

РАССКАЗ 19-20

Что такое сознание?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Внимательно прочтите первую часть рассказа и составьте ее план в рабочих тетрадях, озаглавив каждый абзац рассказа.

2. Почему развивался разум первобытных людей? Что такое сознание?

3. Как вы думаете, почему усложнялся головной мозг неандертальцев?

4.Чем сознание современного человека отличается от сознания человека  неандертальского? А чем сознание ребенка отличается от сознания взрослого?

Во многих религиозных книгах написано, что бог вкладывает в каждого человека душу. Ученые говорят, что у людей имеется сознание. Что же такое сознание?

Какие слова будут обязательно присутствовать при описании рисунков современного художника?

 

Во-первых, в человеческом сознании отражается весь мир. Неандертальцы упорно боролись с природой. Они неделями голодали из-за неудач на охоте, мерзли в стужу, умирали от болезней. Суровая жизнь заставляла их быть наблюдательными.

Собиратели запоминали, где растут съедобные растения, какие грибы не ядовиты.



Неандертальцы. Рисунки современных ученых и художников

Охотники искали тропы зверей, устраивали там ловушки. Неандертальцы подбирали камни, которые больше всего подходили для изготовления рубил. Ломали те деревца, из которых покрепче получались дубины и копья.Запомните: сознание-это умение людей наблюдать с пользой для себя.
1 2     
Орудия труда неандертальцев. Находки археологов.


    Люди неандертальские. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком"(Великобритания).

Во-вторых, сознание людей постоянно меняется, развивается. Постройка жилья, выделка шкур для одежды, уход за огнем, воспитание детей требовали большой работы ума. Орудия труда нужно было изготовить задолго до работы. Следовало заранее обдумать, где безопаснее и удобнее напасть на крупное животное. Для дичи устраивали разнообразные западни.

 

Облик неандертальца, восстановленный по черепу М.М.Герасимовым 

 

Запомните: сознание - это постоянные размышления, как добиться поставленной цели.

 

В-третьих, сознание помогает людям в труде. Те человеческие стада, где разум развивался быстрее, чаще добивались успехов. Там погибало меньше людей. Стада увеличивались и делились на части. Каждая часть становилась самостоятельным стадом, переселялась в новые места и переносила с собой все свои полезные привычки и навыки. А там, где разум развивался медленно, даже общий труд не мог спасти стадо и оно распадалось, медленно погибало. Запомните: сознание заставляет людей совместно трудиться по общему плану. Ни одно животное не имеет сознания, и этим они отличается от людей. Пещерные львы тоже охотились, но они не придумывали заранее планов охоты и не применяли орудий, как это делали неандертальцы. Все животные всегда действуют по инстинкту, вложенному в них природой с рождения.


Люди неандертальские. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком"(Великобритания).

Неандертальцы, точно так же, как и мы, современные люди, не рождались с развитым сознанием. Их маленькие дети, конечно, не умели ничего делать, не понимали мира, не могли размышлять и трудиться, как взрослые. Они учились всему у старших. В своих играх мальчики подражали ловким охотникам, а девочки - умелым хозяйкам и собирательницам. Так они готовились к нелегкой взрослой жизни и развивали сознание. Постепенно в детях к 14-16 годам появлялась


Люди неандертальские. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

привычка жить и трудиться в обществе таких же, как они, людей. Запомните: сознание людей воспитывается только в постоянном обучении.

Головной мозг неандертальцев за сотни тысяч лет продолжал развиваться. Он становился крупнее и сложнее. Если внимательно вглядеться в черепа людей неандертальских, обнаруженные археологами, то заметно, что особенно быстро увеличивалась лобная часть мозга. А ведь именно эта часть мозга управляет поведением человека и удерживает его от необдуманных поступков. Значит, поведение неандертальцев становилось все более сдержанным и разумным. В таком сложном мозге появились новые участки, которых не было у предков неандертальцев и нет ни у одного животного. Например, один участок мозга хранил память. В другой доле мозга размещалось воображение. Третий участок управлял речью, составлял простейшие слова.

В труде и отдыхе люди были должны обмениваться сведениями. Удобнее всего это было сделать при помощи звуков, речи Неандертальцы соединяли короткие глухие звуки в первые слова. Слов пока что было немного: три-четыре десятка. Там, где не хватало слов, люди помогали себе движениями рук. С появлением речи мозг стал усложняться еще больше.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Озаглавьте отдельные части текста. Запишите заголовки в рабочей тетради.

2. На карте рабочей тетради отыщите места, где были сделаны археологические находки, о которых сказано в учебнике.

3. Попробуйте вообразить встречу с неандертальским человеческим стадом. Составьте устный рассказ о том, что смогли бы увидеть. Как вы доказали бы, что неандертальцы - люди, а не животные?

Смерть. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

Мы можем изучать жизнь неандертальцев только по археологическим находкам, ведь других источников для этого просто нет. Но могут ли рассказать орудия труда, остатки жилищ и кости людей о сознании наших далеких предков? Могут, хотя и немногое.

Стада людей прямоходящих, переходя с места на место,  оставляли больных и раненых на произвол судьбы. Это была верная гибель для брошенных. Но так делалось не из злобы или жестокого равнодушия. Пострадавших жалели, однако не могли прокормить и не знали, как вылечить. Когда человек умирал, остальные уходили прочь от его тела. Люди прямоходящие не понимали, что такое смерть, и не умели облегчать чужие страдания. Ведь их сознание было слишком неразвито для этого.


Неандертальские погребения. Рисунки современного художника

 

А неандертальцы уже стали задумываться над тем, что такое смерть. Они думали, что умерший просто крепко заснул и его никак не добудиться. Любимого человека, к которому все очень привязались, хотелось оставить в чуме или пещере до тех пор, пока он не проснется. Но ведь мертвое тело невозможно сохранить. Поэтому умерших клали в пещере в яму и засыпали землей. Так появились могилы.


Неандертальское погребение Рисунок современного художника

 

В южном Узбекистане археологи обнаружили в пещере Тешик-Таш погребение неандертальского мальчика. Рядом с ним были положены куски козьего мяса, чтобы малыш имел пищу, когда “проснется”. А чтобы никто не тревожил вечного “сна” мальчика, могилу оградили воткнутыми в землю рогами диких козлов. Как видно по находке, неандертальцы очень любили детей, заботились о них и горевали при их смерти. Детские могилы были обнаружены и в Италии.

       

Неандертальское погребение (Тешик-Таш). Рисунок современных художников. Мальчик из пещеры Тешик-Таш. Скульптура М.М.Герасимова


Неандертальцы хоронят детей (пещеры Италии). Рисунки современных художников.

 

Часть неандертальского черепа из пещеры Шанидар.

 

Неандертальские стада заботились о стариках. В стране Ирак находится пещера Шанидар. Там был похоронен старый неандерталец. Ученые установили, что его искалечил на охоте зверь. Израненного человека спасли от заражения крови и гибели. Каменными лезвиями ему отсекли изуродованную руку. Потом долго лечили. Однорукого кормили и ухаживали за ним. Он не мог охотиться, но хотел быть полезным и брался за любую другую посильную работу. Следил за детьми, поддерживал огонь в очаге, изготавливал орудия труда. Поддерживая разные предметы зубами, помогал в работе здоровой руке и потому зубы с одной стороны оказались стерты сильнее, чем с другой. Вдобавок старик заболел ревматизмом. Но никто и не подумал выгонять его. Наоборот, он становился для стада все дороже и ближе. Ведь он был опытен, и много знал. Такие люди обычно становились вожаками. Археологи установили, что старика после смерти бережно уложили в глубокую могилу и засыпали его тело цветами и лекарственными травами в знак печали и благодарности.

Неандертальцы хоронят умершего (пещера Шанидар). Рисунки современных художников.

Люди неандертальские. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

 

Часть неандертальского черепа из пещеры Монте-Чирчео (Италия).

 

О сознании неандертальцев рассказала поврежденная кость одного из них. На ней нашли следы деревянного копья. На других костях археологи обнаружили следы каменных лезвий! Особенно поразительны находки из пещеры Крапина в Югославии.

Там в золе костра нашли раздробленные и обожженные кости людей. Неандертальцы были внимательны и заботливы к членам своего стада. Но люди из соседних стад считались “чужаками”. К чужим относились с подозрением и часто со злобой. На чужих даже охотились как на дичь. Некоторые неандертальские человеческие стада были людоедскими. И все же нельзя считать наших предков тупыми, беспощадными и кровожадными чудовищами. Неандертальцы заметили, что мозг - самая важная часть организма. Они сообразили, что там содержатся ум, храбрость и знания. Считалось, что съесть мозг врага - значит перенять эти качества. Именно поэтому охотились на “чужих”.

Придумайте рассказ по рисункам современных художников

Черепа убитых врагов прятали подальше в особых местах. Неандертальцы хотели убрать прочь “злую силу” убитого, чтобы она после смерти не вредила, не мстила убийцам. В итальянской пещере Монте-Чирчео археологами обнаружен один из старательно спрятанных и даже огороженных камнями черепов.

 



Придумайте рассказ по рисунку современного художника

Люди неандертальские. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

Неандертальцы не видели разницы между охотой на зверей и охотой на “чужих”. Поэтому они прятали не только человеческие черепа, но и головы убитых на охоте зверей. К одной из пещер в австрийских горах Альпах ученые обнаружили медвежьи черепа, аккуратно уложенные в ряд неандертальцами.

Орудия труда также могут рассказать о сознании людей, создавших их. Ученые исследовали ручные рубила и острые скребки и выяснили, что для их изготовления требовалось нанести по камню 50-70 точных ударов. Причем неандертальские мастера долго подыскивали подходящий для обработки камень, обдумывали, как отщеплять кусочек за кусочком. Такая работа требовала величайшего старания и умения.

Неандертальцы пока не умели считать, но уже умели различать “много” и “один”. Они отличали почти все цвета которые отличаем мы.
 

                                                   Красиво… Рисунки современного художника

Очень медленно неандертальцы начинали понимать, что такое красота. Но они были слишком неумелы, чтобы собственными руками и умом создать что-то очень красивое. Их первые украшения были просты и грубы. Это разноцветные камешки и ракушки. На больших и круглых гальках, найденных у ручьев, рисовали точки, линии, круги. Растертой глиной, сажей, мелом, соком ягод люди раскрашивали лица и тела. Особенно полюбилась им красная краска - цвет огня, солнца и крови. Так даже скудные археологические источники поведали наблюдательным ученым о том, что сознание наших неандертальских предков было довольно высоко развито.

Вверх