НАЗАД

ВПЕРЕД

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХРЕСТОМАТИЯ

РАССКАЗ 25-26

Первобытное искусство

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое искусство? (Вспомните, что вам рассказывали на уроках по мировой художественной культуре и литературе).

2. В чем сходство между живописью, музыкой, пением, танцами?

3.Для чего искусство было необходимо первобытным людям? А для чего нужно нам?

4.Прочтите все тексты в "Художественно-исторической хрестоматии",посвященные первобытному искусству. О чем они рассказывают?

5.Если у вас есть возможность, просмотрите видеоурок "Первобытное искусство"

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?

 

Орудия труда среднекаменного века. Находки археологов

 

При помощи новых орудий стало чуть легче добывать пищу. Люди получили немного свободного времени. И не тратили его попусту. Они стали не просто заботиться о выживании, а внимательно наблюдать за природой и за собой. Люди хотели понять, каков этот мир. Их сознание развивалось, речь становилась богаче. Предков интересовало всё: животные, растения, реки и горы, небо и солнце. Во всем открывали красоту и радовались ей. Даже в тесных чумах и хижинах люди стремились к красивому. Им хотелось, чтобы самые обычные оружие, одежда и обувь были не просто удобными, но и красивыми, привлекательными.

 

Выточенная из кости фигурка. Находка археологов

 

Так, постепенно, появилось искусство. Запомните: искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания.

Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и

Первобытные мастера. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

руками людей.

Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество.

В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота.

В-четвертых, искусство - способ обменяться друг с другом своими чувствами и переживаниями.

 

 

1 2

1. Бусы.  Находка археологов                            2.Изделия мастеров среднекаменного века. Находка археологов

ВИДЫ ИСКУССТВА

Показать себя и мир можно по-разному. При помощи слов люди стремились рассказать о том, что происходило раньше и что происходит теперь. Это называется устным творчеством. Люди сочиняли целые произведения и заучивали их наизусть. (Позднее, когда изобрели письменность, устные произведения стали записывать и появилась литература).

 

Обучение рисованию.  Рисунок современного художника

 

При помощи красок люди желали изобразить себя, животных и показать, каким
видят мир. Плоские изображения на ровной поверхности называют рисунками. Постепенно простые рисунки превратились в многоцветную живопись. Из камня, глины, дерева, кости можно делать объёмные изображения. Это скульптура.

                                           Первобытные скульпторы.  Рисунок современного художника

Протяжными звуками люди выражали чувства: радость, горе, угрозу, жалобу. Возникло пение без слов, простая мелодия. Когда на мелодию начали класть слова, появились песни.

 

Танец.  Рисунок современного художника

 

При помощи простейших приспособлений люди стали сопровождать песню шумами, свистками, гудением, хлопаньем и стуками. В этом был особый порядок, ритм. Так появилась музыка, возникли музыкальные инструменты.

Используя движения, люди издавна передавали друг другу свое настроение. Движения, выражающие общие чувства, люди исполняли сообща и под музыку. Возникли танцы.

Конечно, все эти виды искусства не были оторваны друг от друга. Ведь невозможно отделить музыку от пения и скульптуру от живописи.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИСКУССТВО?

Первобытные мастера. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

 

Жизнь первобытных предков была трудна и опасна. Они очень зависели от природы, боялись ее и не умели объяснить. А искусство делало их свободнее и прибавляло уверенности в собственных силах. Искусство как бы помогало человеку прожить не одну, а несколько жизней. Оно позволяло каждому человеку каменного века вообразить себя сильнее и красивее, мысленно перенестись в далекие недоступные края. Искусство дополняло жизнь фантазией и объединяло всех сородичей общими переживаниями. Произведения искусства помогали людям, учили радоваться и горевать, делали добрее и честнее. Люди убеждались, что сами могут создавать удивительные творения, каких природа неспособна создать. В каждой родовой общине находились талантливые сородичи, которые в немногие свободные минуты занимались рисованием. либо слагали песни. Их рисунки и мелодии были общими, принадлежали всей общине так же, как и охотничья добыча. А чужакам они были недоступны.

Поэтому искусство первобытной поры объединяло род, делало его дружнее и крепче. Общинники берегли сокровища культуры, бережно накапливали их. Старшие поколения заботливо передавали их младшим.

 

Первобытный живописец.  Рисунок современного художника

 

Ученые долго спорили о том, каким было самое древнее искусство. Одни говорили, что искусство - простое подражание людей дикой природе. Другие настаивали: искусство было лишь добавкой к охоте и собирательству. А церковники утверждали, что искусство дано богом, а значит и служить должно богу.

Сейчас всем известно, что искусство создается неустанной работой человеческого ума и воспитывает человека мудрым и добрым.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Рассмотрите рисунки учебника. Какое впечатление производят на вас
живопись и скульптура каменного века?

2.Что такое миф?

3.Почему искусство первобытных предков существовало в виде мифа?

4.Если у вас есть возможность, просмотрите видеоурок "Первобытное искусство"

ЖИВОПИСЬ

Историки долго считали первобытных людей разумных разумных грубыми и неумелыми дикарями, заботившимися лишь о насыщении. Думали, что их культура была низкой.

Однако в 1875 г. маленькая девочка случайно заметила на потолке испанской пещеры Альтамира, прекраснейшие рисунки. Она показала их отцу, известному ученому. Поначалу никто не поверил в подлинность открытия. Рисунки объявили подделками. И только когда обнаружили другие росписи каменного века, наука убедилась в их давности.

 

                       Опишите первобытную живопись по изображениям из пещер Ласко и Альтамира

Опишите первобытную живопись по изображениям из пещер Ласко и Альтамира

Самые известные рисунки первобытной эпохи находятся во французской пещере Ласко и Каповой пещере на Урале, на скалах Тассили в Африке.

      Древние изображения мамонта и оленя. Выполнено процарапыванием на стене пещер

На ровной каменной поверхности выцарапывали фигуры зверей. Потом растирали в порошок сажу, мел, глину, смешивали с жиром и закрашивали рисунки. Пещерная живопись прекрасна. Оленей изображали гордо идущими. Лошади показаны в стремительном беге. Кабанов рисовали злобными и взъерошенными, а медведей - сильными и спокойными.

 

Древние изображения на скалах Тассили (Африка). Опишите их.

 

Художники каменного века отлично делали отдельные рисунки, но не научились собирать их в большие картины, где все связано общим смыслом. Не любили также рисовать людей, охотно делали только изображение животных.


Древние изображения на скалах Тассили (Африка). Опишите их. Почему ученые считают их не совсем обычными для первобытности?

СКУЛЬПТУРА

Зато первобытные художники часто лепили человеческие фигурки из глины, вырезали из кости или камня. В поселке Костенки на Украине найдены несколько маленьких скульптур, вырезанных из бивня мамонта. Похожие фигурки археологи открыли во Франции, в Чехословакии, в Италии и Германии.

 

Раскопки у поселка Костенки

 

Чаще всего скульпторы изображали самых уважаемых женщин общины -матерей-родоначальниц и хозяек очагов.

Иногда фигурки без одежды, иногда показаны в меховых накидках с капюшонами. В нашей стране открыты также маленькие изображеньица мамонтов, птичек. Наверное, одними играли дети, другими украшали жилье.

Художники каменного века научились украшать даже самые обычные вещи, чтобы они радовали взгляд. Костяные рукоятки ножей вырезали в виде фигурок оленей, а на приспособлениях для метания дротиков (копьеметалках) изображали куропаток.

1 2 3 4
                   1,2,3,4 Статуэтки древнекаменного века, найденная археологами Западной Европы

1,2345

                1,2,3,4,5 Статуэтки древнекаменного века, найденная археологами Западной Европы

Вырезанные из камня украшения и вырезанные из мамонтового бивня головы женщин древнекаменного века. Находки археологов Сибири

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты.

Очевидно, исполняемые на них мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

МИФЫ

В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем.

Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.

Все общины делились по возрасту на три группы: дети, юноши, взрослые. Когда дети подрастали, старики обучали их правилам поведения и главным правилам родовой общины. Потом подросших детей переводили в группы юношей и девушек. Они были обязаны учиться хозяйству: охоте, рыболовству, собирательству, изготовлению орудий.

У молодежи не было тех прав, которые имели взрослые. Молодежь не знала легенд и сказаний рода, не могла присутствовать на общих собраниях. Раз в год устраивались “экзамены” для молодежи. Это были суровые задания, которые давали старейшины. Юноши были обязаны молча вытерпеть боль, вступить в схватку с хищником, перенести голод и холод. Так они доказывали, что могут быть настоящими охотниками. Девушки показывали свое мастерство будущих хозяек. Только выдержавших испытания переводили в группу взрослых и разрешали делать на теле рисунок, обозначавший их род.

Первобытные мастера. Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком" (Великобритания).

Потом молодых сородичей приводили в священные места рода. Там раскрывали тайны мифа. Показывали росписи и объясняли, что они означают. Обучали песням и пляскам. Старейшины рассказывали о временах года, о лекарственных и ядовитых растениях, о повадках зверей и птиц, пели о подвигах предков.

 

 

Все это выучивали наизусть, запоминали. Но многого не могли объяснить даже мудрые старейшины, и они говорили: “Так уж хотят боги!” К правде в мифах примешивались религиозные выдумки, сказочные фантазии. Запомните: мифом называются правдивые объяснения мира, перемешанные с фантастическими, выдумками. При помощи искусства и веры в богов миф обучал и воспитывал первобытных людей.

Вверх